Психология,  Родительство

Как сделать ребенка послушным

Когда мама уходит, многие дети рвутся за ней, стоят у двери и рыдают. Вряд ли сработают слова «успокойся», «ничего страшного», «как некрасиво плакать». Это и взрослым редко помогает.

Мне кажется, так говорят, потому что 1) мало знают детскую психологию и 2) в глубине души боятся детских слез. Но все дети плачут. Это вообще не является критерием хорошего или плохого воспитателя/няни/бабушки/дедушки.

Я много читала о Теории привязанности на сайте «Альфа-родительство» и пробую применять их методики в жизни. Мне это пригодилось с племянницей, поэтому я точно могу его рекомендовать для замещающих взрослых, но с моим собственным ребенком он тоже часто срабатывает. Просто в ситуации замещения легче показать общую схему, а в постоянном присутствии накладывается много других — долгосрочных — факторов.

Мама ушла. Девочка плачет и не хочет ни к кому на руки. Я мысленно составила схему действий:

  • назвать чувства ребенка;
  • присоединиться к его эмоциям;
  • дать выплакаться;
  • перевести внимание на себя;
  • заняться общим делом.

Я села рядом на пол, и мы стали говорить (сначала больше я, а потом вместе): как грустно, что мама ушла, как хочется, чтобы мама обняла крепко-крепко. У ребенка мало слов (а иногда и вовсе нет), чтобы назвать то, что он чувствует.

Со стороны могло показаться, что я «травлю душу» ребенку. Но на самом деле, с каждой моей фразой очередная волна слез становится чуть-чуть короче, дыхание — чуть-чуть спокойнее. Она чаще поворачивается ко мне полубоком, иногда даже посматривает на меня. Вот эти мелочи: продолжительность и активность плача, скорость дыхания, поза — все это очень важные признаки того, что схема срабатывает.

То ли я вообще такая тонкослезая, то ли регулярная психотерапия научила меня так много и сильно чувствовать, то ли мне было хорошо и спокойно, что у меня получается, но я даже сама немного поплакала с племянницей. Пришлось вытираться полотенцем (что было рядом). Это ее заинтересовало (есть!).

Потом я заметила, что, похоже, девочка хочет на горшок, и мы занялись туалетными делами, а потом и небольшой стиркой (опять же, что под руку попало). Ребенок — не самый послушный вообще-то — полностью следовал моим указаниям.

По своему сыну я знаю, что, с одной стороны, на такую «манипуляцию» нужны душевные силы. Без ресурса не хватает внимания следить за всеми мелочами и реакциями. С другой стороны, этот метод потом экономит много энергии. А ощущение лидерства на основе привязанности (а не упреков или запугивания) приносит большое удовлетворение и снижает общую тревогу у взрослого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *